- Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
- СММ зафиксировала буксируемые гаубицы, размещенные в нарушение линий отвода возле Михайловки.
- Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения вблизи участков разведения сил и средств в районах Золотого и Петровского.
- СММ продолжала содействовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции.
- В Киеве наблюдатели осуществляли мониторинг акции протеста против российского бизнеса в Украине. Перед зданиями посольства и консульства Российской Федерации они отметили спокойную обстановку.
- СММ констатировала спокойную обстановку в пункте пропуска в Чонгаре и на позиции Государственной пограничной службы Украины в Валке в юго-восточной части Херсонской области.
- Доступ Миссии оставался ограниченным как на всех трех участках разведения, так и вблизи Маркино, в районе неподалеку от границы с Российской Федерацией*, а также возле Заиченко.
Нарушения режима прекращения огня
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав аналогичное количество взрывов (около 90) по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 100 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к юго-западу и западу от н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) (в том числе 44 взрыва, оцененные как выстрелы), к северо-западу от участка разведения в районе н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка) и к югу от н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка).
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 13 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 60 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к северу от н. п. Крымское (подконтрольный правительству, 42 км к северо-западу от Луганска).
Участки разведения сил и средств
Днем 27 ноября, ведя наблюдение в н. п. Золотое-4 (Родина; подконтрольный правительству, 59 км к западу от Луганска), команда Миссии слышала 2 взрыва неопределенного происхождения ориентировочно в 4–6 км к востоку и юго-юго-западу; по оценке, оба за пределами участка разведения в районе н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска). Примерно через час, находясь на северной окраине Золотого-4 (Родины), члены патруля СММ слышали 2 взрыва неопределенного происхождения ориентировочно в 5–8 км к юго-юго-западу (по оценке, оба за пределами участка разведения).
В тот же день, патрулируя к северу от Петровского, наблюдатели слышали 1 взрыв, оцененный как выстрел из вооружения неустановленного типа, и 4 взрыва неопределенного происхождения — все ориентировочно в 1–4 км к северу и северо-западу, а также около 150 очередей из стрелкового оружия ориентировочно в 2–4 км к западу и западо-северо-западу. По оценке, все вышеперечисленные нарушения режима прекращения огня произошли за пределами участка разведения.
В тот же день наблюдатели видели 2 свежие пробоины в южной стене на передовой позиции Вооруженных сил Украины, расположенной в 500 м к северу от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска). По оценке СММ, повреждения возникли в результате попадания пуль малого калибра, выпущенных с южного направления.
Отвод вооружения
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
Вооружение, размещенное в нарушение линий отвода
Подконтрольные правительству районы
27 ноября:
- 6 буксируемых гаубиц (Д-20, 152 мм) возле н. п. Михайловка (37 км к северо-западу от Донецка).
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения
Неподконтрольные правительству районы
24 ноября:
- по доступным СММ данным воздушного наблюдения обнаружено 11 самоходных гаубиц (неустановленного типа) и 12 буксируемых минометов (неустановленного типа) на полигоне к юго-востоку от н. п. Миусинск (62 км к юго-западу от Луганска);
26 ноября:
- беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ обнаружил 2 танка (Т-72) на полигоне примерно в 4 км к юго-западу от н. п. Терновое (57 км к востоку от Донецка).
Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности
Подконтрольные правительству районы
27 ноября:
- 1 бронетранспортер (БТР-80) возле н. п. Золотое-2 (Карбонит; 62 км к западу от Луганска);
- 1 бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ-2) и 1 боевая машина пехоты (БМП-1) вблизи Золотого;
- 1 БМП-2 и 2 бронетранспортера (МТ-ЛБ) в н. п. Орехово-Донецкое (44 км к северо-западу от Луганска);
- 1 БТР-70 около н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка);
- 1 бронетранспортер («Саксон») возле н. п. Валентиновка (35 км к северу от Донецка);
- 1 траншейная машина (неустановленного типа) вблизи н. п. Новоселовка (37 км к северо-востоку от Мариуполя).
Неподконтрольные правительству районы
- 1 зенитная установка (ЗУ-23, 23 мм), установленная на грузовик, возле н. п. Желтое (17 км к северо-западу от Луганска).
Объекты гражданской инфраструктуры
СММ продолжала содействовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции.
Ситуация с гражданским населением в контрольных пунктах въезда-выезда
На блокпосте вооруженных формирований к югу от моста в Станице Луганской команда Миссии видела приблизительно 600 человек, которые стояли в очереди на переход в подконтрольные правительству районы. Наблюдатели видели еще 300 человек, стоявших неподалеку в очереди на автобусной остановке, а также около 300 автомобилей, стоявших вблизи на парковке.
Приграничные районы, которые не контролируются правительством
Находясь в пункте пропуска на границе возле н. п. Мариновка (78 км к востоку от Донецка) на протяжении примерно 70 минут, наблюдатели видели, что из Украины выехали 20 автомобилей (6 с украинскими номерными знаками, 6 — с российскими и 8 с табличками «ДНР») и 10 грузовиков с крытыми грузовыми отсеками (5 с украинскими номерными знаками, 1 — с российскими и 4 с табличками «ДНР»), а в Украину въехали 22 автомобиля (6 с украинскими номерными знаками,11 — с российскими и 5 с табличками «ДНР») и 9 грузовиков с крытыми грузовыми отсеками (5 с украинскими номерными знаками, 1 — с российскими и 3 с табличками «ДНР»).
Акция протеста в Киеве
Команда СММ осуществляла мониторинг акции протеста перед торговым центром на ул. Антоновича, 176. Там наблюдатели видели около 50 человек (почти все мужчины), державших флаги политической партии, а также примерно 50 шин перед главным входом в торговый центр, на котором были надписи аэрозольной краской (на украинском языке) против российского бизнеса в Украине. Команда Миссии слышала, как некоторые из протестующих призывали к бойкоту российских продуктов. На месте событий наблюдатели видели около 40 полицейских.
Наблюдатели отметили спокойную обстановку перед зданиями Посольства и Консульства Российской Федерации.
Миссия констатировала спокойную обстановку в Чонгаре и Валке, к юго-востоку от Херсона
25 ноября команда СММ отметила спокойную обстановку в пункте пропуска в н. п. Чонгар (163 км к юго-востоку от Херсона). Пребывая там же на следующий день, наблюдатели видели больше, нежели обычно, сотрудников Государственной приграничной службы Украины. Один из них сообщил, что обстановка спокойная, но они получили указания быть в полной готовности. В тот же день на позиции офицер Государственной приграничной службы Украины в н. п. Валок (188 км к юго-востоку от Херсона) офицер сообщил, что обстановка спокойна, но они в полной готовности.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
- На блокпосте примерно в 1 км к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) двое вооруженных членов вооруженных формирований вновь не разрешили патрулю Миссии проехать в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), ссылаясь на соображения «безопасности СММ». Команда Миссии видела, как гражданские автомобили проезжают через блокпост.
- В объекте военного типа в н. п. Маркино (неподконтрольный правительству, 94 км к югу от Донецка), возле границы с Российской Федерацией, вооруженный член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть район. Во время пребывания наблюдатели видели, как на территории объекта члены вооруженных формирований загружали ящики для боеприпасов в грузовик, а также зенитную установку (ЗУ-23).
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
- Не осуществив комплексное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали Миссии в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также препятствовали возможность передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.