Результаты мониторинга украинских телевизионных СМИ показали, что в ток-шоу центральных украинских телеканалов звучит речь ненависти, а в центре их внимания — межрегиональные, межэтнические и межконфессиональные барьеры, а не пути их преодоления. Мониторинг провела общественная организация «Телекритика» в рамках проекта ОБСЕ при финансировании посольства Великобритании в Украине.
Украинские телеканалы героизируют бойцов АТО, демонизируют боевиков «ЛНР», «ДНР» и России, замалчивают проблемы переселенцев, и почти не вспоминают о волонтерах. В ток-шоу центральных каналов звучит речь ненависти.
Это создает ситуацию четкого разделения на своих и чужих, хороших и плохих. В ток-шоу центральных каналов выявлены случаи культивации ненависти и других негативных эмоций к другой стороне.
Эксперты отмечают, что вынужденно перемещенные лица (переселенцы) игнорируются центральными каналами — о них упоминается лишь в 1% новостных сообщений. Ток-шоу их игнорируют также. На региональных телеканалах им уделяется больше внимания — 3% сообщений.
Журналисты пытаются сфокусировать внимание на положительных аспектах «новой жизни», но в региональных новостях выявлены случаи распространения негативных стереотипов — переселенцы как изолированная и пассивная группа, которая имеет хронические проблемы с интеграцией в новое сообщество (12% от выявленных сообщений об этой социальную группу).
Тема волонтеров замалчивается центральными каналами — как в новостях (2% от сообщений), так и в ток-шоу. Региональные каналы освещают тему корректно (упоминание содержится в 4% от новостных сообщений), хотя есть единичные случаи распространения негативных стереотипов (волонтеры как изолированная социальная группа, польза которой сомнительна).
По словам авторов исследования, жители оккупированных территорий почти не упоминаются ни центральными, ни региональными каналами, семьи военных, а также дети получают мизерное внимание СМИ.
Ток-шоу центральных каналов скорее усиливают барьеры и ненависть, чем противодействуют им. Кроме упомянутого продвижения разделения на «своих» и «чужих» (восславление бойцов Украинской армии и демонизация другой стороны), некоторые ток-шоу культивируют негативное отношение к жителям оккупированных территорий («Война и мир», 1 декабря), оправдывающие насилие («Путники», 23 ноября), акцентируют внимание на межрегиональных различиях («Война и мир», 17 ноября), раздувают межэтнические и межрелигиозные противоречия («LifeКод», 20 ноября)
Команда экспертов ОО «Телекритика» осуществляла мониторинг новостей и ток-шоу украинских телеканалов (20 региональных, 7 центральных) на предмет того, как освещаются в них различные социальные группы, касающиеся конфликта, в период с 6 ноября по 6 декабря 2015 года. Мониторинг должен был выявить, способствует медийный дискурс социальному диалогу, способен ли он разрушить конфликтные установки в сознании граждан, или наоборот — строит новые барьеры в обществе и углубляет внутренние противоречия, порожденные конфликтом.