Какие налоги ждут украинцев после принятия «Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» (закон №3688) оформлено в инфографике.
В связи с тем, что новый компромиссный Налоговый кодекс имеет 686 страниц и требует времени для изучения налогоплательщиками, Правительство решило, что в заключительных положениях Налогового кодекса все сниженные ставки налогов будут введены с 1-го квартала, а сам Налоговый кодекс вступит в силу со 2 квартала 2016 года, то есть у украинского бизнеса будет 3 месяца на то, чтобы изучить детально полный текст налогового кодекса и адаптироваться к новым реалиям.
Минфин отказался от идеи «все по 20%» и предложил по 20% облагать только НДС и ЕСВ, таким образом, снизив нагрузку на фонд оплаты труда вдвое. Исключение — налогообложение лекарств, ставка по которым осталась 7%. Налог на доходы физлиц и налог на прибыль заложены на уровне 18% со снижением в 2017 году до 17%.
Определенными уступками аграриям в правительстве считают частичное сохранение спецрежима по НДС для аграрного сектора. С нового года 75% участники рынка должны будут отчислять в бюджет, 25% — оставлять в своем распоряжении. Эта норма временная — всего на год. Но в то же время Минфин решил вернуть сельхозпроизводителям возмещение НДС.
В части налога на доходы физических лиц правительство предлагает установить единую базовую ставку в размере 18% (вместо двух действующих ставок — 15% и 20%). Для дивидендов остается ставка в размере 5%.
По единому налогу (упрощенная система налогообложения) предлагается уменьшение для плательщиков III группы годового объема дохода с 20 млн грн. до 5 млн грн. Также предлагается: увеличить ставки для плательщиков III группы с 2 до 3% (для плательщиков НДС) и с 4 до 5% (для неплательщиков НДС); повысить в 1,8 раза ставки единого налога для плательщиков IV группы (сельхозпредприятий) и отменить на 2016 год применение коэффициента индексации нормативной денежной оценки земли для определения базы налогообложения для плательщиков единого налога четвертой группы.
По налогу на прибыль предприятий правительство предлагает отменить уплату авансовых взносов по налогу на прибыль и ввести квартальный отчетный период по налогу на прибыль для предприятий, у которых годовой доход от любой деятельности превышает 20 млн грн. Также предлагается внести ряд изменений в закон «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», которыми предусматривается: установление единой ставки ЕСВ в размере 22%; повышение максимальной величины базы начисления ЕСВ с 17 до 25 минимальных месячных заработных плат; отмена взимания ЕСВ с заработной платы (дохода) работников (физлиц).
Основные ставки налогов в 2016-2017 годах
Налог | 2016 | 2017 |
Налог на прибыль | 18% | 17% |
Налог на доходы физических лиц | 18% | 17% |
Единый социальный взнос | 20% | 20% |
НДС | 20% | 20% |
Налог на прибыль
Ставку налога на прибыль решили не менять, она останется на уровне 18%, а с 2017 года снизится до 17%. Налогообложение распределенной прибыли Минфин отрицает, как и прежде, потому что это снижает поступления в бюджет от этого налога до нуля и усложняет учет. Запрещена уплата авансовых платежей по налогу на прибыль.
Действующая модель | Новая модель |
Ставка: 0% для компаний с оборотом менее 3 млн грн в год, 18% — для остальных компаний | Ставка: 18% в 2016 году, 17% — с 2017 года. Отказ от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль |
В новой редакции появился инвестиционный налоговый кредит. Речь идет о возможности уменьшения налоговых обязательств для предприятий, с 1 января 2016 до 31 декабря будут осуществлять капитальные инвестиции.
Требования следующие: это инвестиции в материальные активы, минимальный срок полезного использования таких активов не менее 4 лет, такие активы будут введены в эксплуатацию в период с 1 января 2016 до 31 декабря 2018 года.
Размер инвестиционного налогового кредита может составлять 30% от балансовой стоимости отдельного материального актива или их совокупности, но не более 50% от размера налоговых обязательств за отдельный отчетный период. Остаток неиспользованного инвестиционного налогового кредита может быть перенесен на следующий налоговый период.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Ставка НДФЛ — 18% в 2016 году, что больше, чем сейчас, но меньше, чем планировалось. При этом с 2017 года она должна быть снижена до 17%, а на 2018 определили ориентир, по которому мы должны достичь максимум 20% нагрузки на фонд заработной платы — примерно 10% НДФЛ и 10% — ЕСВ. Ставка налога на дивиденды должна быть такой же, как и ставка НДФЛ.
Льгота при этом снижена с 1 до 0,5 МЗП — 689 грн, и применяться она будет не ко всем зарплатам, как предлагал Минфин, а к тем, сумма которых не превышает 3 МЗП (4134 грн).
Действующая модель | Новая модель |
Заработная плата | Заработная плата |
0% — для 0,5 размера минимальных месячных заработных плат (609 грн.) — Предоставляется для заработных плат не выше 1710 грн | 0% — для 0,5 размера минимальной месячной заработной платы (689 грн.) — предоставляется для заработных плат не выше 4134 грн. |
15% к 10-кратному размеру минимальных месячных заработных плат (12 180 грн.) | в 2016 году 18% (17% — в 2017 году) — для других зарплат |
. | 20% на сумму превышения 10-кратного размера минимальных месячных заработных плат (12.180 грн.) |
Военный сбор 1,5% | Военный сбор 1,5% (продлен на 2016 год) |
Доходы отличные от заработной платы и инвестиционного дохода — 20% | Доходы отличные от заработной платы и инвестиционного дохода — 18% (17% — в 2017 году) |
Иной доход 5% — дивиденды 20% — другой инвестиционный доход | Иной доход 18% (17% — в 2017 году) — дивиденды 18% (17% — в 2017 году) — другой инвестиционный доход |
— | Налогообложение пенсий — 15% от «минималки» (если размер пенсий выше 4134 гривен) |
Единый социальный взнос (ЕСВ)
Верхний предел начисления ЕСВ установить на уровне 25 МЗП (34450 грн), а не 17, как сейчас. Если порог отменить, то никто не покажет зарплату выше — пенсия от этого в будущем не вырастет, а государство недополучит еще и НДФЛ.
Действующая модель | Новая модель |
База налогообложения | База налогообложения |
Заработная плата и доходы кроме зарплаты и инвестиционного дохода не превышают 17 минимальных месячных зарплат (20 706 грн, 17 * 1 218 грн.) | Заработная плата и доходы кроме зарплаты и инвестиционного дохода не превышают 25 минимальных месячных заработных плат (34 450 грн, 25 * 1 378 грн.) |
ставки | ставки |
Работодатель — 41% (в среднем), Рабочий — 3,6% | Работодатель — 20% |
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Администрирование НДС. Решили создать прозрачную систему возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, которая будет обеспечивать одинаковые требования для всех налогоплательщиков. Ввести официальную публикацию реестра возмещения НДС с отражением в нем данных о налогоплательщике, заявленных к возмещению из бюджета сумм налога и состояния их возмещения, как и предлагал комитет.
Действующая модель | Новая модель | |
1 | Ставка: общая — 20%, экспорт — 0% | Ставка: общая — 20%, экспорт — 0% |
2 | Фармацевтическая продукция — 7% | Фармацевтическая продукция — 7% |
3 | Специальный режим для сельскохозяйственных компаний. Согласно спецрежима, начисленная сумма НДС не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении предприятия . | Введение на 2016 год переходных условий в применении сельхозпроизводителями спецрежима налогообложения, а именно — распределение начисленного НДС в такой пропорции: 75% — в государственный бюджет, 25% — оставление в распоряжении сельхозпроизводителя. Отмена такого спецрежима с 1 января 2017 года. |
4 | — | Восстановление права на возмещение НДС для всех экспортеров зерновых и технических культур |
5 | Обязательная регистрация при превышении годового оборота: 1 млн. Грн . | Обязательная регистрация при превышении годового оборота: 2 млн. грн. |
6 | — | Введение официальной публикации реестра возмещения НДС с отражением в нем данных о налогоплательщике, заявленных к возмещению из бюджета сумм налога и состояния их возмещения. |
Упрощенная система налогообложения
Требования к налогоплательщикам
Действующая модель | Новая модель |
I группа — ФЛП, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно торговлю на рынках или предоставляют бытовые услуги населению. Объем дохода — не превышает 300 тыс грн. | Группа А — действующая I группа (критерии остаются неизменными). Однако, не могут работать юридические лица. |
II группа — ФЛП, которые предоставляют услуги плательщикам единого налога или населению. Производство и продажа товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства. Наемные работники — до 10 человек. Объем дохода — до 1,5 млн. грн. | Группа В — объединены II и III группу, для которых уменьшено максимальный размер дохода с 1,5 и 20 млн грн до 5 млн грн. Наемные работники — до 10 человек. Предпринимателям нужно будет вести бухгалтерию и учет доходов или продаж (ДФС может их проверять и штрафовать). |
III группа — ЧП и юридические лица, которые имеют доход до 20 млн грн. | — |
IV группа — с/х товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый год равна или превышает 75% | Группа С — те же сельскохозяйственные товаропроизводители, для которых устанавливается дополнительный критерий объема дохода — не более 2 млн грн. в год |
База налогообложения и ставка
Действующая модель | Новая модель |
I группа — минимальная заработная плата. Ставка — до 10% минимальной заработной платы. ЕСВ — 34,7% базы начисления или 422,65 грн | Группа А. Ставка — от 10% до 20% минимальной заработной платы (до 275,6 грн), устанавливают местные советы. ЕСВ — 20% минимальной зарплаты (275,6 грн). |
II группа — минимальная заработная плата. Ставка — до 20% минимальной заработной платы. ЕСВ — 34,7% базы начисления или 422,65 грн. III группа — доход. Ставка — 2% дохода — с НДС, или 4% дохода — без НДС. ЕСВ — 34,7% базы начисления или 422,65 грн. |
II и III группа — доход. Ставка — 3% дохода — с НДС, или 5% дохода — без НДС. ЕСВ — 20% минимальной зарплаты (275,6 грн). |
IV группа: 0,09 -1,35% нормативно-денежной оценки 1 га земли (в зависимости от вида земель) Группа С: 0,09-1,35% нормативно-денежной оценки 1 га земли (в зависимости от вида земель). |
Введение РРО: с 2016 — для 2 группы; с 2019 — для 1 группы.
Решили внедрить механизм компенсации расходов плательщиков единого налога на приобретение регистраторов расчетных операций. За счет местных бюджетов им будет компенсироваться 75% стоимости приобретенных РРО. Совместно с Ощадбанком будет разработано программное обеспечение, которое позволит заменить РРО смартфоном, для особых противников. С 1 января 2016 РРО должны применяться всеми теми предпринимателями, сегодня работают на третьей группе упрощенной системы. С 1 июля 2016 РРО должен применяться всеми остальными.